Графская пристань в Севастополе

0
1729
views
Графская пристань в Севастополе

На историю Крыма Графская пристань в Севастополе оказала наибольшее влияние — как политическое, так и культурное. Указ о закладке этого места издала Екатерина Великая, и с тех пор пристань считается чуть ли не главными вратами Черноморского флота. С позиции же императорского двора Графская пристань была одним из наиболее важных приграничных объектов. Через шестьдесят лет своего существования пристань обрела торжественный вид — появились мраморные скульптуры и дорическая колоннада.

Искать достопримечательность необходимо в Южной бухте — на ее западной стороне. Ближайшие ориентиры — Морской вокзал, памятник Затопленным кораблям и площадь Нахимова. GPS-координаты: 44°37′1″N (44.616942), 33°31′37″E (33.52691). Нами отмечена Графская пристань на карте Севастополя, так что вы без труда сумеете отыскать объект.

История возникновения пристани

Изначально на месте Графской пристани располагался деревянный причал — тут швартовались лодки, хозяева которых плыли в северные районы города. Так было с 1783 года. К прибытию Екатерины Второй деревянные ступени демонтировали и заменили на каменные — это случилось в 1787 году. Объект получил название Екатерининской пристани, а каменная лестница простояла в неизменном виде несколько десятилетий. Графской пристань сделалась благодаря авторитету Марка Войновича, в ту пору возглавлявшего ЧФ на полуострове.

Если же говорить о «парадной» составляющей, то подлинная история Графской пристани в Севастополе началась значительно позже. Город стремительно разрастался, и название объекта перестало соответствовать его облику. Адмирал и знаменитый путешественник Михаил Лазарев вознамерился превратить пристань в туристическую жемчужину Севастополя. Мысли об этом начали посещать Лазарева еще в 1834 году. Тогда адмирал возглавлял Черноморский флот и занимал почетную должность градоначальника.

Графская пристань в прошлом

Отметим, что Лазарев нуждался и в причалах военного назначения. Первые планы по модернизации причала были представлены Николаю Первому в 1837 году. Проектом занялся инженер Уптон, приложивший руку к знаменитой Башне Ветров. Масштабная реорганизация портовой территории началась в 1844 году и растянулась на два года. Вот несколько интересных фактов, касающихся проектирования и строительства Графской пристани:

  1. Изначально Николай Первый выступил против колоннады, которую Лазарев считал важным украшением (дискуссия растянулась на несколько лет, но мореплаватель добился своего).
  2. Количество лестничных маршей увеличилось до четырех.
  3. Завершение работ пришлось на 1846 год.
  4. Мраморные скульптуры львов изваял Фердинандо Пелличио.
  5. Рядом с колоннадой также располагались караульные домики.

Две войны

Крымская война стала наиболее трагичным событием для Графской пристани. В августе 1855 года произошел взрыв баржи, под завязку нагруженной порохом. Судно взорвалось рядом с причалом, что привело к катастрофическим разрушениям в гавани. Графская пристань (Севастополь), фото которой вы видите перед собой, была уничтожена. Пострадала и городская застройка — рухнули здания, расположенные на сравнительном удалении от берега.

Графская пристань Севастополь фото

Первоначальный вид пристань обрела в 1867 году после масштабной реконструкции. Последующие исторические события также не пошли на пользу сооружению. Значительные повреждения были нанесены Графской пристани в период Второй мировой. Восстановление достопримечательности было начато в 60-е годы прошлого столетия, но процесс растянулся на 20 лет. Нынешний вид набережная обрела в 1988 году.

Чем пристань привлекает туристов

Графская пристань всегда была в центре событий, определяющих историю Крымского полуострова. Поэтому здесь на каждом углу встречаются мемориальные доски, расширяющие кругозор путешественника. Например, если вы будете смотреть на пристань со стороны бухты, то сможете увидеть доску, установленную в честь победы адмирала Нахимова в Синопской битве (1853 год). Есть памятные дощечки, связанные и с другими эпохальными событиями:

  1. Отбытие лейтенанта Шмидта на крейсер «Очаков» с последующим принятием командования над революционными матросами (1905 год).
  2. Освобождение Севастополя от фашистов и поднятие военно-морского флага (1944 год).
  3. Поражение солдат Врангеля и отбытие с Графской пристани нескольких тысяч русских эмигрантов (1920 год).
  4. Уничтожение крейсера «Красная Украина» в период ВОВ.

история Графской пристани в Севастополе

Сейчас Графская пристань относится к числу визитных карточек Севастополя, поэтому объект включен во все туристические путеводители. Общий вид набережной мало отличается от достопримечательности, впервые построенной около двухсот лет назад. Площадь Нахимова с линией причала связывает монументальная гранитная лестница, основу которой составляют четыре продольных марша. Края лестницы ограничены каменным парапетом.

Подножье лестницы обозначено подпорными стенами и установленными на них мраморными львами. Это символические стражи Севастополя, взоры львов устремлены в морскую даль. Верхнюю площадку конструкции венчает арочная колоннада, которой севастопольцы могли лишиться по приказу императора. Дорические колонны придают набережной чарующий вид, это главный элемент всего комплекса. Античный стиль создает ощущение монументальности — вам кажется, что проект создавался больше тысячи лет назад.

Канелюрованные колонны сгруппированы в два ряда и украшены каймленным фризом. Всю эту красоту венчает аттик с выбитой резчиками датой постройки. Боковые пропилеи оборудованы нишами, внутрь которых помещены статуи древних богов. Изначально фигур было четыре, но до наших дней сумели дожить лишь две из них.Графская пристань на карте Севастополя

Практическая информация

Если вас заинтересовала Графская пристань в Севастополе, ничто не мешает ее посетить — вход свободный для всех желающих. От пристани регулярно отчаливают экскурсионные прогулочные катера, с помощью которых можно добраться в отдаленные севастопольские бухты. Обычно стоимость морского путешествия связана с габаритами судна — чем больше корабль, тем дороже обойдется экскурсия. Средняя цена прогулки составляет порядка 800-1200 рублей.

А вот добираться до пристани лучше всего через площадь Нахимова — эта необременительная прогулка отнимет у вас порядка четырех минут. Данный район местные жители называют Старым городом, а раскинулась пристань в самом сердце исторической застройки. Попасть сюда можно тремя способами:

  • троллейбус (номера 12, 3, 7, 5, 13 и 9);
  • маршрутка (107, 110, 109 и 112);
  • катер (курсирует между Северной стороной и Графской пристанью каждые 15 минут).

красивая фотографии Графской пристани

Средняя стоимость проезда на общественном транспорте в Севастополе колеблется в пределах 10-15 рублей. Так что самостоятельная поездка получится бюджетной и весьма познавательной. Следует учесть, что неподалеку от пристани расположено множество других достопримечательностей (Вечный огонь, Мост влюбленных, Морской аквариум-музей), поэтому стоит отвести на посещение набережной побольше времени. Если останутся силы на посещение Артбухты, обязательно взгляните на Памятник затонувшим кораблям, а детей сводите в Севастопольский дельфинарий. Приятного отдыха!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here