Памятник Затопленным кораблям

1
5327
views
Памятник затопленным кораблям в Севастополе

В Севастополе памятник Затопленным кораблям считается одной из самых узнаваемых достопримечательностей — этот монумент вы встретите в любом путеводителе. Объект имеет глубокое символическое значение, поскольку связан с проявлением мужества матросов Черноморского флота. Интересный факт: в 2016 году памятник Затопленным кораблям попал на рисунок российской банкноты 200-рублевого номинала. Севастопольская достопримечательность одержала уверенную победу в ходе всенародного голосования.

Расположен монумент в непосредственной близости от площади Нахимова и Приморского бульвара — оттуда открывается самый лучший обзор на оригинальное сооружение. В центре Северной бухты возвышается рукотворный утес, на котором установлена гигантская белая колонна — монумент сразу бросается в глаза. На самой набережной находится мемориальная доска с информацией об объекте. А вот GPS-координаты утеса: 44.618345, 33.524362.

История затопления

Сразу отметим, что история памятника Затопленным кораблям в Севастополе тесно связана с первой фазой Крымской войны. Альминское сражение оказалось для россиян неудачным, и над городом-героем нависла угроза оккупации. Князь Меншиков, верховный главнокомандующий, решил защитить внутренний рейд любой ценой. Так было принято решение избавиться от устаревших парусных судов, а заодно перегородить неприятелю вход в бухту. В 1854 году на траверзе двух артиллерийских батарей (Александровской и Константиновской) произошло затопление нескольких парусников:

  • «Силистрия»;
  • «Варна»;
  • «Уриил»;
  • «Селафаил»;
  • «Флора»;
  • «Сизополь»;
  • «Три святителя».

Наступила осень, и шторма частично разрушили заграждение, поэтому городские власти были вынуждены укрепить сооружение корветом «Пилад» и кораблем «Гавриил». На этом процесс не остановился — вскоре (1855 год) на дно отправились два фрегата («Мессемврия» и «Кагул»), а также парусники «Святослав», «Ростислав» и «Двенадцать апостолов». Фрегат «Мидия» стал последним «кирпичиком» во второй заградительной линии.

памятник затопленным кораблям рисунок

Стоит отметить, что погибшие суда имели свои команды, которые оставили родные палубы и пополнили собой ряды защитников Севастополя. За два года до описываемых событий был проведен эксперимент: устаревший купеческий бриг отправили в свободное плавание под огнем береговых батарей. Выяснилось, что корабль получил мизерные повреждения — после этого и начались разговоры о возведении дополнительных преград.

Идея затопления принадлежала капитану Зорину — оригинальную мысль тут же поддержал адмирал Нахимов. Севастопольская бухта была ключом к молниеносной победе вражеской коалиции — рейд нужно было срочно защищать всеми доступными способами. Впоследствии решение боевых командиров вызвало неоднозначные высказывания историков — многие полагали, что затопление не являлось острой необходимостью. Однако факты говорят о том, что защита Севастопольской бухты помешала коалиции захватить весь полуостров, выполнив свой первоначальный план.

В Севастополе памятник Затопленным кораблям, фото которого мы здесь разместили, воздвигнут не просто так. Почти год плохо укрепленный и не подготовленный к длительной осаде город успешно сдерживал неприятельские армады. Силы коалиции были измотаны до предела, и вскоре их оккупационным планам пришел конец. О героизме и доблести севастопольских защитников слагались легенды. Поэтому ничего удивительного в появлении мемориального комплекса нет.Севастополь памятник затопленным кораблям фото

Как появился памятник Затопленным кораблям

В 1905 году севастопольцы праздновали пятидесятилетнюю годовщину успешной обороны своей малой родины. Городские власти решили построить искусственный остров и увековечить давний подвиг моряков оригинальным способом. Сооружение было воздвигнуто в 23 метрах от набережной, оно состояло из утеса, восьмигранного пьедестала и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками. В начале прошлого века по Российской империи ходили многочисленные черно-белые открытки с изображением достопримечательности.

К сожалению, торжественного открытия горожане не дождались — в 1905 году состоялась первая русская революция. А в 1917 году царский режим пал — по всей стране начали массово разрушаться памятники, так или иначе связанные с самодержавием. Но вот памятник Затопленным кораблям, фото которого впечатляли гостей города еще в прошлом веке, большевики решили пощадить. Правда, революционно настроенные чиновники стали предлагать свои варианты реконструкции. Вот несколько примеров:

  • переименование (это происходило с монументом около десяти раз);
  • смена символики (звезда вместо императорской короны);
  • подводка электрического освещения;
  • снятие бронзового креста (это в итоге и было сделано).

Крест был демонтирован в 1927 году, после чего о монументе на долгое время забыли. Таинственным образом памятник Затопленным кораблям выстоял в период ВОВ, хотя и находился в эпицентре событий. В 1941 году неподалеку от достопримечательности разорвалась мина, но объект не пострадал. Еще одну мину сумели обезвредить водолазы — это произошло сравнительно недавно, в 2005 году. Снаряды пролетали мимо объекта, бомбы не падали в его окрестностях — многие севастопольцы расценивают это как чудо.

памятник затопленным кораблям фото

В 1944 году передовые советские отряды достигли набережной Севастополя. К удивлению солдат, монумент стоял на месте, а чуть поодаль пылал «Продромос» — один из немецких танкеров. На старых фотоснимках запечатлен дымный шлейф и остов разрушенного взрывом немецкого корабля. В 1969 году достопримечательность перекочевала на герб Севастополя. Еще один интересный факт: памятник Затопленным кораблям описанием так и не обзавелся. В архивах и краеведческих центрах содержится очень мало сведений об этом объекте.

Чем памятник Затопленным кораблям заинтересует туристов

С набережной открывается прекрасный вид на старинную достопримечательность — можно рассмотреть не только сам утес, но и пьедестал со всеми декоративными элементами. Собственно, проектировщики (архитектор Фельдман и Академик Адамсон) так и задумали. Монумент включает следующие компоненты:

  • искусственная гранитная скала (высота достигает 9 метров);
  • восьмигранный пьедестал (выдается в сторону набережной);
  • триумфальная колонна;
  • капитель;
  • двуглавый орел.

Высота памятника (общая) составляет 16,7 метра, при этом семь метров приходится на триумфальную колонну. Особого внимания заслуживает навершие, состоящее из Андреевской ленты, императорской короны и двуглавого орла. Могучие крылья орла расправлены, клювы удерживают якорь и лавровый венок с вкраплением дубовых листьев. Грудь орла украшена щитом, на котором красуется барельеф Георгия Победоносца.

Основным материалом для скульптурной композиции послужила бронза — из нее выполнена капитель, база колонны и двуглавый орел. Если смотреть на монумент с набережной, можно увидеть бронзовый барельеф у самого навершия пьедестала — именно там изображены отправленные на дно парусники. Сохранилась и подпись академика Адамсона, создателя барельефа, датированная 1904 годом. Вершина скалы украшена датами «1854» и «1855», а к стене набережной прислонена пара якорей, снятых когда-то с погибших фрегатов.

история памятника затопленным кораблям в Севастополе

Символическое значение монумента выражено в каждой детали — всё продумано до мелочей. Лавровые листья ассоциируются с триумфом, славой и очищением, дубовые — со стойкостью и силой. Орел повернут к морю обеими головами с умыслом — это грозный страж бухты, приготовившийся к противостоянию с захватчиками. А вот о создателях памятника известно не так уж много. Вот несколько интересных фактов, о которых вам не расскажут экскурсоводы:

  • Адамсон прибыл в Севастополь в 1904 году, но о цели его визита нигде не написано (есть версия, что он контролировал монтаж бронзовых элементов, отлитых в Петербурге);
  • Фридрих Энберг руководил технической стороной возведения монумента;
  • некоторые путеводители утверждают, что памятник Затопленным кораблям в Севастополе содержит секретную карту с отмеченными линиями затопления парусников;
  • есть исторические источники, согласно которым авторство Адамсона было подтверждено лишь в 1949 году (странно, что до этого никто не обращал внимания на подпись в нижнем углу бронзовой картины);
  • раньше со стороны моря виднелась закрепленная бронзовая мачта. выступающая из волн (потом этот элемент бесследно исчез);
  • в 1927 году Крым пострадал от мощного землетресения, но памятник остался на прежнем месте — еще один факт, будоражащий умы любителей мистицизма.

Как вы уже поняли, объект овеян многочисленными легендами, слухами и домыслами. Есть сведения о том, что подлинная длина колонны превышает 19 метров. Дело в том, что колонна является стержнем всей композиции и частично уходит под воду (и даже под землю). Диоритовые плиты понадобились для закрепления шпиля — всего было потрачено 48 двухметровых элементов, сцепленных между собой прочными скобами. Мы привыкли называть монумент гранитным, на самом же деле он диоритовый.

Существует легенда, согласно которой в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль Нахимова. Некоторые энтузиасты проверяли этот миф, фотографируя памятник Затопленным кораблям с разных ракурсов. Выяснилось, что контур, визуально напоминающий фуражку Нахимова, — всего лишь самообман.

Старожилы еще в советские времена рассказывали о том, что революционеры намеревались демонтировать орла вместе с короной. Около 300 человек собралось на набережной. Обвязали навершие тросами и начали тянуть — но символ царской России не поддался. Впоследствии от попыток уничтожения достопримечательности власти отказались.

Как добраться

памятник затопленным кораблям описание

Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.

Выходить можно на площадях Нахимова и Лазарева, но перед отправлением уточните, движется ли троллейбус или маршрутка к центру. Дальше ваш путь будет пролегать по Приморскому бульвару в направлении набережной. Хорошим решением будет пешая прогулка от площади Лазарева — вы сможете насладиться видом старого Севастополя и подышать морским воздухом. По дороге вам встретятся Дворец детского творчества и театр Луначарского. Если вы планируете побыть в Севастополе несколько дней, мы рекомендуем посетить Херсонес Таврический, вы получите массу полезной информации о древнем городе.

Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Профиль Нахимова, это не миф, и не самообман. А он действительно есть, только не на крыльях, как утверждают бездарные экскурсоводы, а в центре композиции, а именно в венке. И видно его только с моря. С точки около смотровой площадки ( быв. ресторан ВОЛНА). Очень четкий профиль адмирала Нахимова в фуражке. Я сам лично рассматривал, когда стоял именно в этой точке на якоре и ловил окуня.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here