Крым — настоящий исторический перекресток, пристанище для многих народностей и вероисповеданий. В разное время здесь пересекались язычество, ислам и христианство. Текие дервишей в Евпатории — последний мусульманский монастырь, сохранившийся на территории Европы. Памятник относится к крымскотатарскому наследию и тесно связан с периодом позднего средневековья. Некогда на полуострове насчитывалось 22 Текие, но лишь один монастырь сохранился в первозданном виде.
Дервиши были магометанскими послушниками, строившими на юге Европы уединенные монастырские комплексы. Если вы хотите взглянуть на Текие дервишей в Евпатории, фото которого мы здесь разместили, отправляйтесь в исторический центр города. Комплекс расположился на Караева, 18 — на пересечении с Интернациональной улицей. От знаменитых Гезлевских ворот вам нужно прогуляться пешком около двух минут — заблудиться тяжело. GPS-координаты объекта: 45°11′57″N (45.199174), 33°22′50″E (33.380679).
История Текие дервишей
Дервиши были суфийскими странствующими монахами, которые разбрелись по ближневосточным и североафриканским пустошам. Смысл своего существования монахи видели в мистическом слиянии с Богом. Задолго до возведения Текие дервишей в Евпатории магометанская империя разрасталась, захватывая державы, расположенные на юге Европы. Запад Тавриды подчинялся османам, хотя и был заселен сравнительно слабо. Именно туда и явились представители Суфийского ордена, объединившего прорицателей, колдунов и «крутящихся» танцоров.
В былые времена историческая часть города представляла собой обширную песчаную территорию, зажатую между черноморским побережьем и солончаками. Крепость Гезлев и монастырь начали строиться практически одновременно. Сейчас обитель является историко-архитектурным ансамблем, включающим три сохранившиеся постройки:
- Мечеть.
- Текие (кельи, в которых обитали монахи).
- Суфийский медресе (религиозная школа).
Суфийские монахи регулярно собирались вместе, устраивали песни и пляски, целью которых было достижение божественного экстаза. Подобные вещи практиковались на обширном пространстве, раскинувшемся между Гангом и Гибралтаром. Постепенно начали появляться и Текие дервишей, хотя сами монахи большую часть жизни проводили в странствиях. Дел у приверженцев суфийской школы было много:
- распространение мудрости;
- раздача духовных советов;
- исцеление больных;
- искоренение суеверий;
- изготовление магических амулетов.
Суфийскую общину всегда возглавлял шейх — святой человек, сумевший духовно сблизиться с Богом. В обязанности шейха входило общее руководство общиной и организация духовного просветления послушников. Члены братства искоренили в своей среде алчность, стяжательство, рабское повиновение и слепую веру. На своих собраниях дервиши старались постичь истину путем размышлений и погружения в экстатический транс.
Письменных источников, рассказывающих о Текие дервишей в Евпатории, почти не сохранилось. Архитектор, дата постройки, история комплекса — все это покрыто мраком. Есть мнение, что возводить святыню странники начали в 15 столетии. Вплоть до 18 века здание обрастало многочисленными пристройками. Двадцатиметровое центрально-купольное сооружение стало центром, вокруг которого скапливались монашеские кельи.
Здание никто не трогал на протяжении трехсот лет. В 1930-е годы начались религиозные гонения, в ходе которых комплекс был закрыт для посещения обычными людьми. До распада СССР тут располагался военно-морской склад. Текие подверглось частичному разрушению, но в начале 2000-х был произведен косметический ремонт.
Что мы знаем о дервишах
Странствующие послушники обладали собственной идеологией и системой ценностей. Монахи призывали верующих к отказу от земных благ, изнеженности и чревоугодия. Властителей послушники считали ничтожными песчинками, поэтому страдали от преследований и были вынуждены часто менять города. У дервишей существовало понятие «убийцы реальности». К этой категории относились:
- чувственные наслаждения;
- материальные ценности;
- пышные обряды;
- известность;
- искусство;
- привязанности.
Монахи, строившие Текие дервишей в Евпатории, носили грубые шерстяные накидки — суфы. Отсюда и произошло название Суфийского ордена. Османский народ уважал странствующих провидцев и колдунов. Поговаривают, что в 15 столетии один из дервишей смело читал свои проповеди перед крымским наместником. До сих пор в культуре некоторых народов (турецкой, например) сохранился «крутящийся» танцевальный стиль, присущий средневековым послушникам.
Удивительный факт: представители Суфийского ордена продолжают свою деятельность и в наши дни. Один путешественник, побывавший в Крыму в 1913 году, отмечал крутящихся послушников как одну из местных достопримечательностей. Сейчас дервиши собираются в городке Коньи (Турция). Понаблюдать за мистическим таинством стремятся многие туристы, приезжающие в Коньи.
Чем святыня привлекает туристов
Восточная часть Евпатории издавна притягивает путешественников — здесь сосредоточены самые значимые курортные достопримечательности. Монастырь дервишей принадлежит к наиболее старинным городским постройкам. Сооружение завораживает туристов лаконичностью внутренней отделки, монументальностью форм и строгостью фасадов. Комплекс имеет квадратный план, а высота здания достигает 20 метров. Второй ярус становится шестигранным и постепенно «врастает» в купол, диаметр которого составляет 9,5 метров.
Одноместные сводчатые кельи локализуются на первом ярусе. Неведомый создатель комплекса сделал пол земляным, а помещения темными — это позволяло монахам отрешаться от мировой суеты. Кельи представляют собой полупещеры, из которых можно попасть в общий зал и монашескую трапезную. Исследователи предполагают, что самая просторная ниша некогда принадлежала шейху. Обратите внимание на следующие особенности Текие дервишей:
- кровлю неведомый архитектор накрыл обычной черепицей;
- компактная мечеть была пристроена к комплексу позже предполагаемой закладки;
- плосковатый купол имеет специфическое навершие;
- у восточной стены локализуется частично разрушенный минарет.
На возведение мощных монастырских стен пошел плотный камень, впоследствии кладка была оштукатурена. В спартанской обстановке отсутствуют росписи и традиционный михраб. Монашеские кельи освещены узкими бойницами. В сводах келий также пробиты миниатюрные круглые отверстия.
В разное время османские чиновники пытались увековечить себя в памяти людей Тавриды. Эфенди Шукурал назвал мечеть, примыкающую к Текие, своим именем. Однако культовое сооружение в первозданном виде не сохранилось. Обязательно загляните в медресе — духовную школу крымских дервишей. Сейчас здесь работает Музей крымско-татарской культуры, открывающийся в десять утра (выходной — понедельник).
Полезная информация
Если вы хотите посетить местный музей, учитывайте его график работы (10.00-18.00). Обеденный перерыв тоже есть: 13.00-14.00. Работники музея организуют экскурсии по Текие, стоимость которых составляет 80 рублей. За 150 рублей вы можете заказать «элитную» программу с музыкальным сопровождением. Также экскурсоводы демонстрируют видеоролик, позволяющий лучше проникнуться танцевальной культурой дервишей.
Добраться до объекта можно на автомобиле либо общественном транспорте. От Автовокзала Евпатории каждые 10 минут отходит шестая маршрутка (ехать нужно до остановки «УкрСоцБанк»). Если же вы собрались двигаться пешком, приготовьтесь покрыть двухкилометровую дистанцию. Идти нужно на восток по Интернациональной улице. На пересечении с Караева ваш путь будет завершен.