Диорама в Севастополе

0
57
views
диорама в Севастополе

Причудливые бухты, лиманы и заливчики буквально изрезали западное крымское побережье — это отличные места для пляжного отдыха. Наибольшая концентрация подобных объектов наблюдается в окрестностях Севастополя, что делает город очень популярным среди туристов. Впрочем, многих путешественников привлекают исторические комплексы города-героя. Диорама в Севастополе — живое тому подтверждение. Инсталляция посвящена взятию Сапун-горы, датированному 1944 годом.

Музейный комплекс «Сапун-гора» локализуется в восточной части Севастополя, на возвышенности, в честь которой и получил свое название. Ближайшие ориентиры — улица Второй Обороны и Ялтинская трасса. Адрес диорамы в Севастополе: улица Второй Обороны. GPS-координаты: 44°33′11″N (44.553016), 33°34′60″E (33.583237). Здание, в котором располагается историческое полотно, узнать достаточно легко — комплекс имеет форму полукруга.

История появления экспозиции

Первоначально «Штурм Сапун-горы» — это картина, написанная художником Мальцевым. Есть еще диорама «оборона Севастополя», с которой многие путают описываемое нами произведение искусства. Это два разных объекта, причем «Оборона» формально называется «панорамой» и посвящена событиям Крымской войны, а не эпохи ВОВ. «Штурм Сапун-горы» писался в прошлом веке, на рубеже 1950-х. Чуть позже на основе картины началось создание батальной диорамы — к творческому процессу была подключена группа живописцев.

Стоит отметить, что указанная диорама (Севастополь) весьма точно отражает исторические события, связанные со штурмом возвышенности. Мастеров консультировал воин-освободитель Терновский, Герой СССР и непосредственный участник штурма. Наличие консультанта обеспечило надлежащий уровень достоверности. А вот что известно о компании художников, трудившихся над батальным полотном:

  • все мастера входили в Объединение имени Грекова, поэтому их называли «грековцами»;
  • сам Мальцев тоже входил в упомянутый творческий коллектив;
  • сюжет картины строится вокруг сражения на высоте «240»;
  • обзор происходящего помогали увеличивать живописцы Марченко и Присекин;
  • трудиться над будущим шедевром художники начали в 1957 году.

Фрагменты картины писались по отдельности, затем их соединяли в общее полотно диорамы — получился своеобразный паззл. Предметный план и само полотно создавались на протяжении семи месяцев, при этом работа шла ударными темпами (художники почти не отдыхали). Писалась диорама в московских мастерских, а уж затем ее переправили в Севастополь — это случилось в 1959 году. К этому моменту уже было возведено полукруглое здание, в котором планировалось разместить масштабную экспозицию.

диорама Севастополь

Известно, что проектированием мемориального комплекса занимался архитектор Петропавловский. Помимо полукруглого строения диорамы в комплекс входят экспозиция советской техники, Вечный огонь и памятник воинам-освободителям полуострова. Диорама в Севастополе, фото которой мы здесь разместили, была торжественно открыта осенью 1959 года. Церемония открытия мемориала стала для города важным культурным событием — на протяжении последующих десятилетий выставку посетили порядка 22 миллионов человек.

События, связанные со штурмом

Советские войска приступили к освобождению Крымского полуострова весной 1944 года. Линия фронта была прорвана на Керченском и северном направлениях, но отчаянное сопротивление фашистов продолжилось. Кольцо постепенно сжималось, и к середине апреля воинские соединения Советского Союза подступили к окрестностям Севастополя. Здесь наши солдаты столкнулись с мощной обороной противника, краеугольным камнем которой была Сапун-гора. Вот несколько фактов, касающихся восточных склонов укрепленной немцами возвышенности:

  • гитлеровцы оборудовали на востоке топонима порядка 3-4 траншейных линий;
  • здесь же были построены дзоты и доты;
  • особая роль отводилась блиндажам и железобетонным укрытиям;
  • мощной преградой для советской пехоты стали проволочные заграждения;
  • долина, раскинувшаяся у подножия возвышенности, была заминирована.

Гитлеровцы намеревались всеми доступными средствами удерживать Севастополь, поэтому советское командование решило действовать аккуратно. Для начала штабные аналитики решили заняться изучением вражеской обороны, измотать противника блокадой и мелкими стычками, а уж затем приступить к решительным штурмовым действиям. Ключевая роль отводилась авиации и артиллерии — им предстояло воспрепятствовать дальнейшей транспортировке фашистских войск.

адрес диорамы в Севастополе

Финальное наступление состоялось в мае 1944 года — ожесточенные бои начались на участке между Каранью и Сапун-горой. Кровопролитные бои завязались по всей территории, примыкающей к Севастополю, но в окрестностях Сапун-горы они были особенно жестокими. Штурм начался в 10.30 утра, и уже к вечеру наши солдаты достигли гребня возвышенности, проявив невиданный героизм. В самом городе продолжались локальные стычки — Севастополь удалось целиком освободить лишь 9 мая.

Чем диорама в Севастополе привлекает туристов

Композиция складывается из живописного полотна и предметного плана, состоящего из бутафорских и реальных предметов. Все артефакты относятся к периоду ВОВ — их разместили таким образом, чтобы максимально воссоздать атмосферу тех времен. Диорама в Севастополе считается одной из самых масштабных арт-инсталляций российской батальной живописи. Диорама возведена на горной вершине, в непосредственной близости от памятника Славы. Это строгое и одновременно величественное здание, вмещающее крупнейшую на планете батальную композицию.

Весь первый уровень занимают экспозиционные залы, знакомящие посетителя с обороной Севастополя. Образчики вооружений и старинной техники демонстрируются под открытым небом — непосредственно перед зданием комплекса. Чтобы увидеть полотно диорамы, нужно выйти на смотровую площадку (там же локализуется предметный план, составляющий единое целое со всей композицией). У зрителя возникает иллюзия пространственной глубины, что приводит к ощущению реалистичности описываемых событий. Вот несколько интересных фактов о представленной в музее диораме:

  1. Высота композиции достигает 5,5 метров, длина — 25,5 метра.
  2. Фигуры персонажей писались в своих естественных пропорциях.
  3. Большинство предметов натурного плана — это не бутафория, а фрагменты реальных фортификационных сооружений.
  4. Немецкое снаряжение и оружие — настоящие.
  5. Композиция охватывает весь масштаб наступления (флот, авиацию, сухопутные войска).
  6. Основное внимание уделено кульминационному моменту штурма — непосредственно перед захватом высоты.
  7. Панорама охватывает территорию, простирающуюся от Балаклавы до Сахарной головки.
  8. Вражеские позиции штурмуются представителями нескольких родов войск (пехотинцами, танкистами, саперами, артиллеристами).

Жанровые сцены

диорама оборона Севастополя

Бессмертные подвиги воинов, освобождавших Севастополь, наиболее полно отражены в жанровых сценах, дополняющих общую композицию. В левой части полотна можно увидеть Виталия Комиссарова с пистолетом в руке — батальонного комсорга, заменившего собой павшего командира роты. Виталий Комиссаров собрал оставшихся бойцов и устремился к вражеской батарее. Диорама в Севастополе уделяет внимание и другим героям, отличившимся при штурме. Вот несколько примеров:

  • Кузьма Москаленко. Один из первых воинов, оказавшихся на гребне горы. Сумел расправиться с четырьмя немецкими пулеметчиками.
  • Николай Морятов. Снайпер, положивший при штурме больше двадцати фашистских захватчиков.
  • Евгения Дерюгина. Санинструктор, спасшая порядка 80 раненых солдат. Дождаться победы девушка так и не сумела, поскольку во время одного из рейдов ее убил немецкий снайпер.
  • Дадаш Бабажанов. Моряк, поклявшийся своему товарищу отомстить фашистам за его гибель. После этого отважный узбек лично уничтожил 17 фашистов.
  • Николай Гунько. Сержант-разведчик, расчищающий пулеметным огнем подступы к горной вершине. Рядом с Гунько можно увидеть Михаила Головню с автоматом в руках.
  • Илья Поликахин. Раненый в голову солдат, продолживший драться и уничтоживший немецкий блиндаж метко брошенной гранатой.
  • Михаил Дзигунский. Героический лейтенант, закрывший собственным телом вражескую амбразуру.

диорама в Севастополе фото

Перечислять подвиги советских воинов можно бесконечно. Среди героев встречаются медсестры, спасающие раненых бойцов, саперы, жертвующие собой, чтобы разминировать поле и обеспечить проход, а также солдат, закрывающий от огня своего командира. Некоторые из персонажей полотна впоследствии принимали участие в городских боях и лично освобождали Севастополь. Впереди атакующих двигаются знаменосцы, а на самой вершине небольшая группа солдат разворачивает алые полотнища — это и есть кульминационный момент взятия горы.

Предметный план дополняет общее впечатление присутствия, занимая свободное пространство между диорамой и смотровой площадкой. Тут воссоздана модель рельефа местности на момент сражения — со всеми воронками, траншеями и немецкими блиндажами. На изрытой земле лежат гильзы, снаряды и трофейное вооружение. В общем, достоверность возведена в Абсолют.достопримечательности Севастополя

Как добраться

Если вас заинтересовала диорама (Севастополь), график работы музея и его локализация станут весьма полезным знанием. Комплекс открывает двери для посетителей в 9.30 утра и завершает работу в 17.30. Взрослый билет обойдется вам в 170 рублей, детский можно купить за 80. Располагается объект за пределами города, так что вам придется ехать (или идти пешком) 6 километров в направлении Балаклавы. Остановка так и называется — «Сапун-гора», а вот ездят сюда исключительно автобусы и маршрутки.

Ехать вам придется от остановки под названием «Малахов Курган», выбрав в качестве транспорта автобус № 1 или маршрутку № 107. Второй вариант — сесть на остановочном пункте «5 километр» на любой автобус, курсирующий между Балаклавой и Севастополем. Можно ехать и на собственном автомобиле, благо в непосредственной близости от мемориала локализуется удобная бесплатная парковка. Стоимость билета на автобус колеблется в пределах 10-13 рублей, а ходит транспорт регулярно. Приятного путешествия!