Караимские кенасы в Евпатории

2
361
views
Караимские кенасы

Караимами некогда называли византийцев и тюрков, проникшихся культурой иудаизма. Саму же религию, которую исповедовали караимы, на полуостров занесли хазары. Впоследствии большая часть караимов погибла от рук мусульман. Но после этого народа остались Караимские кенасы — расположенный в сердце Евпатории архитектурный комплекс. А чтобы найти эту достопримечательность, вам предстоит отправиться в окрестности Караимской улицы.

Кенасы — весьма своеобразный исторический памятник, датируемый XVIII столетием. Комплекс локализуется неподалеку от пересечения улиц Караева и Интернациональной. Главным ориентиром для вас послужит Текие Дервишей, где берет начало Караимская улица. В паре минут ходьбы от этого района находятся Гезлевские ворота. Точный адрес музейного комплекса: Караимская, 68. GPS-координаты памятника: N 45 11.917 E 33 22.450.

Кстати, в окрестностях ансамбля расположена знаменитая библиотека «Карай-Битиклиги», в которой собраны письменные образцы караимской культуры. Тут же локализуется тематический музей и национальное кафе «Караман». В кенасах регулярно организуются экскурсии, к одной из которых вы можете присоединиться. Да и сам квартал, в котором проживали иудеи, заслуживает пристального внимания.

История появления караимских храмов

Первые Караимские кенасы (Евпатория) начали строиться в XVI столетии. Проект сооружения приписывается архитекторам Бобовичам — они создали чертежи в начале позапрошлого века, а затем украсили объект триумфальной отделкой. В качестве доминирующей стилистики был выбран поздний классицизм.

Караимские кенасы

«Читающий» — именно так самоназвание караимов переводится на русский язык. Есть мнение, что представители той народности были очень образованными, интеллигентными людьми. Сохранившиеся документы утверждают, что караимы населяли полуостров задолго до рождения Иисуса. Центром караимской общины считался Чуфут-Кале. Когда же полуостров присоединился к Российской империи, сердцем караимского народа стала Евпатория.

Огромный вклад в духовность и культуру своей общины внес Сима Бобович, с именем которого связывают сооружение Большой кенасы (1804 год). Бобович регулярно встречался с крупными чиновниками и российскими правителями, дружил с мусульманским и христианским духовенством. Вот несколько интересных фактов из жизни архитектора:

  1. В гости к Бобовичу приезжали Адам Мицкевич и Александр Первый.
  2. Бобович за собственные средства издавал караимскую литературу.
  3. Архитектор считался крупным меценатом и филантропом.

Возведение Большой кенасы

Прежде всего Караимские кенасы (Евпатория) ассоциируются с большим храмовым комплексом, строительство которого развернулось в 1804-1807 годах. А вот Малый храм открыл свои двери верующим в 1815 году. Подразумевалось, что это помещение будет носить вспомогательный характер, а его проектированием занимался Самуил Бобович. В 1820-х появилась благотворительная кухня. При комплексе была открыта и духовная школа (мидраж), в которой обучались караимские мальчики.

Караимские кенасы Евпатория

Строительство и реконструкция комплекса продолжалось вплоть до 1900 года. К общей композиции добавились кованые ворота и памятные мраморные дощечки. Духовный центр неоднократно посещали российские императоры (Николай Второй, Александр Первый). В честь последнего в 1859 году был открыт мраморный обелиск.

Реконструкции и смена хозяев

После 1917 года начались первые неприятности. Караимские кенасы в 1927 году были закрыты — вместо них появился антирелигиозный музей. Впоследствии история комплекса разворачивалась весьма драматично. Вот лишь некоторые вехи, через которые прошел объект:

  • 1938 год — реконструкция помещений (внутренняя планировка полностью нарушена);
  • 1940-е годы — организация медицинских курсов;
  • Период ВОВ — повторное открытие благотворительной кухни;
  • 1959 год — открытие на территории объекта детского садика;
  • 1963 год — статус архитектурного памятника;
  • 1967 год — переезд внутрь храма музейных экспозиций (краеведческой и археологической);
  • 1969 год — очередная реконструкция наносит удар по внутренним интерьерам.

что посетить в Евпатории

Возрождение средневековой реликвии началось в 1990 году. Галичане пожертвовали круглую денежную сумму, что привело к восстановлению алтаря — это произошло в 1994 году. Спустя еще два года были реконструированы несущие храмовые элементы, затем реставраторы взялись за деревянную резьбу. Генеральная же реконструкция была произведена в 2005-2007 годах.

Чем Караимские кенасы привлекают путешественников

На протяжении многих лет Караимские кенасы в Евпатории влекут к себе путешественников. В чем причина такой популярности? Объект имеет художественную, историческую и архитектурную ценность. Весь комплекс занимает около четверти гектара. Во внутреннем дворике можно увидеть красивый фонтан, но главной изюминкой считаются двухсветные здания, которые в России практически не встретишь.

Кенасы (Большая и Малая) выстроены по однотипным проектам. На фасаде расположены окна, через которые внутрь просачивается солнечный свет. Оконные проемы различаются между собой незначительно, а расположены они в два ряда. В Малой кенасе окна имеют полукруглую форму, в Большой — стрельчатую. Перечислим интересные факты, касающиеся всего комплекса:

  1. Объект включает пять двориков, все они сообщаются между собой.
  2. Дворики имеют собственные названия (Виноградный, Мемориальный, Мраморный, Ритуальный, Ожидания).
  3. Вход в Караимские кенасы представляет собой парадный портик.
  4. Мраморный дворик украшен колонной с орлом.
  5. Между Ритуальным и Мраморным дворами пролегает трехарочная колоннада.
  6. Дворик Ожидания украшен шатровым каркасом и миниатюрным садиком.

Караимские кенасы в Евпатории

Реконструированный молитвенный зал богато декорирован, к нему примыкают благотворительная столовая, религиозная школа и хозяйственные помещения. Обязательно посетите библиотеку «Карай-Битиклиги» и Музей культуры караимов. Также не помешает заглянуть в действующую церковь. А вот в Ритуальном дворике расположены памятники, посвященные караимам, павшим во времена ВОВ. Тут вы обнаружите пятнадцать надгробий с мемориальными надписями.

Мраморный портик украшает вход в главный храм, также вас впечатлят витражи и резные деревянные двери. Массивные дверные проемы украшены латунными вставками. В Большой кенасе высится гехал, главная функция которого — хранить старинные свитки Торы. Вышитая дорогими нитками занавесь скрывает священные тексты. Некогда центральный аналой был приютом для семисвечника, но сейчас этот артефакт отсутствует.

Периодически комплекс подвергался надругательствам вандалов, но Малая кенаса пострадала от этих действий в большей степени. Изначальную планировку восстановили реставраторы, так что мы получаем достаточно полное представление о замысле архитектора. Своеобразным центром святыни служит трехчастный алтарь, увенчанный короной.на что посмотреть в Евпатории

Полезная информация

Перед посещением ансамбля стоит уточнить время его работы, стоимость билетов и другие важные детали. Летом храмы работают в 8.00-20.00, но с окончанием сезона график меняется на 10.00-17.00. В субботу вас не пустят раньше 13.00. Стоимость посещения ансамбля — 100 рублей. Если же вам хочется заказать организованную экскурсию, приготовьтесь выложить 500 рублей.

Если вы прогуливаетесь по окрестностям Гезлевских ворот, то на Караимскую улицу можно попасть, ориентируясь по указателям. От автовокзала можно проехаться на автобусах № 6, 1 и 17 (остановка, на которой необходимо выйти — «Укрсоцбанк»). Двигаясь на запад от остановки порядка 350 метров, вы увидите синагогу Егия-Капай. Рядом также располагается малоэтажная застройка, так что не заблудитесь. Именно благодаря кенасам Евпаторию называют малым Иерусалимом.

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here